Сайт  методической  службы  образования  
г.Слободской,  Кировская область
              

Главная    ГМО    Проекты   Ссылки

 

Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3

Приложение №4

 

 

 

 

 

Тесты

 

 


Психологическая  служба

УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КАБИНЕТА ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА 

В настоящее время активно развивается психоло­гическая служба в образовании. Для успешной деятель­ности практического психолога важно создать условия. Прежде всего, организовать рабочее место и обеспе­чить психолога инструментарием — практическими ма­териалами.
Специализированный кабинет детского психолога разработан специально для того, чтобы помочь школам и другим образовательным учреждениям оптимизиро­вать условия работы практического психолога с детьми и дать психологу базовый комплект систематизирован­ных методических материалов по основным направле­ниям его работы.
Создание специализированных кабинетов детского психолога в образовательных учреждениях — перспек­тивная организационная форма оказания психологиче­ской помощи семье и детям.
Предлагаемая модель кабинета ориентирована на оказание помощи в обычных и экстремальных условиях.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Специализированный кабинет детского психолога представляет собой одно из звеньев единой системы психологической службы в народном образовании — системы социальной помощи семье и детям. Он пред­назначен для оказания своевременной квалифициро­ванной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам различных учебно-воспитательных учрежде­ний по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адап­тации.
Специализация кабинета состоит в том, что он ори­ентирован на организацию работы психолога в трех направлениях:
■  помощь воспитанникам подготовительных групп детских садов и учащихся общеобразовательных школ в обычных условиях;
■  помощь детям и их родителям в экстремальных ус­ловиях;
■  помощь детям с отклонениями в развитии.
 Особую роль кабинет приобретает в условиях, когда необходима экстренная помощь детям, учащимся и их родителям, оказавшимся в экстремальных и критиче­ских ситуациях в зонах экологических катастроф, в рай­онах радиационного загрязнения (в частности, Черно­быльской АЭС), испытывающих потребность в психо­логической поддержке и коррекции проявлений пост­травматических стрессовых нарушений и их послед­ствий.
Таким образом, специализированный кабинет дет­ского психолога можно рассматривать как структуру из двух составляющих, первая из которых решает общие задачи и является универсальной в любых условиях, а вторая — решающей специфические задачи в особых условиях. Такая многопрофильная структура кабинета позволяет использовать его в экстремальных ситуаци­ях и на так называемых «территориях риска», где воз­можно проявление отдаленных последствий вредонос­ных средовых воздействий, отрицательно влияющих на развитие детской психики. Адекватность и полноценность функционирования специализированного кабинета детского психолога долж­на базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обес­печении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование.
2.  Контингент обслуживаемых детей специализиро­ванного кабинета — учащиеся школ и воспитанники выпускных групп детских садов в обычных и экстремаль­ных условиях. Особое внимание уделяется детям с от­клонениями в развитии, имеющим неярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи и эмо­ционально-волевой сфере. Степень выраженности этих нарушений позволяет детям обучаться по программе общеобразовательной школы, но в условиях поддерж­ки: организация специального режима учебной работы, изменение темпов изучения школьной программы, а также психологическая и логопедическая помощь. В противном случае они часто попадают в разряд неус­певающих или трудновоспитуемых. Вследствие этого возникает вопрос о переводе таких детей в специали­зированные учреждения (в частности, во вспомогатель­ные школы). В настоящее время многие из таких детей направляются в классы коррекции или классы компен­сирующего обучения.
Группа детей с отклонениями в развитии полиморф­на. Для определения характера отклонений и потенци­альных возможностей развития и обучения ребенка не­обходима совместная работа специалистов разного про­филя, среди которых работа психолога занимает одно из ведущих мест. Она может рассматриваться как на­чальный этап психолого- медико- педагогического изуче­ния ребенка с отклонениями в развитии.
3.  Основной задачей специализированного кабинета детского психолога является обеспечение психологи­ческих условий для оптимального психического разви­тия детей, в том числе — детей с отклонениями в раз­витии. Важнейшим из них является создание благопри­ятного психологического климата обучения и воспита­ния каждого ребенка, как в условиях семьи, так и в усло­виях учебно-воспитательных учреждений.
Многофункциональность психологического кабинета, ориентированность его на оказание помощи в экстре­мальных ситуациях позволяет решать ряд задач, свя­занных с коррекцией стрессовых нарушений и их по­следствий у детей разных категорий, том числе и у де­тей с отклонениями в развитии:
— купирование развития острых стрессовых реакций;
— нормализация эмоционального фона деятельности;
—  снятие эффектов умственного утомления;
—  формирование адекватной установки на выполне­ние учебной деятельности;
— коррекция негативного мотивационного отношения к работе на последних уроках.
4. Основной принцип работы — индивидуальный под­ход к детям, что выражается:
—   в поиске специфических для каждого ребенка пу­тей оптимального развития его потенциальных возмож­ностей в сфере интересов, способностей, склонностей;
—  разработке индивидуально ориентированных про­грамм развивающей и психокоррекционной работы с целью максимального содействия психическому и лич­ностному развитию детей;
— выработке и реализации эффективных методов ока­зания психологической помощи и поддержки в экстре­мальных и критических ситуациях.
5.  Задачи и специфика работы специализированного кабинета детского психолога определяют целесообраз­ность создания его непосредственно на базе учебно-воспитательного учреждения (детский сад, школа, шко­ла-интернат и т.д.), что обеспечит регулярность посе­щения кабинета данным контингентом детей, подбор и адаптацию методов и приемов психологического воз­действия к конкретным условиям жизненной среды и социального взаимодействия детей различных возраст­ных групп, их родителей, воспитателей и учителей.
Работа в условиях конкретного учебно-воспитательного учреждения позволяет психологу основательно вникнуть в воспитательную ситуацию, лучше узнать как детей, так и учителей, воспитателей, их взаимоотношения, нала­дить контакт с родителями. Психолог получает возмож­ность наблюдать детей в реальных жизненных ситуаци­ях, анализировать всю систему влияний на ребенка, ви­деть результаты своей деятельности: как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, какие изменения происходят в жизни школы, детского сада в результате его консультативной и профилактической работы.
Особую актуальность этот фактор приобретает для зон неблагоприятных экологических воздействий или районов радиационного загрязнения, где чаще всего встречаются проявления посттравматических стрессо­вых нарушений и возникает необходимость срочной психологической коррекции и профилактики немедлен­ных и отдаленных последствий стрессогенных ситуаций; неотсроченная психологическая помощь и коррекция в привычных условиях пребывания определяет эффектив­ность реабилитации и реадаптации, самоидентифика­ции личности.
6. Деятельность кабинета осуществляется специали­стами-психологами, окончившими высшее учебное за­ведение по специальности «психология» или прошед­шими переподготовку и получившими квалификацию «практический психолог». Для обеспечения успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, правильное взаимопони­мание, взаимодействие и взаимодополняемость пози­ций психолога, педагога, социального работника, тес­ный контакт с родителями или лицами, их заменяющи­ми. Это позволит определить стратегию в решении про­блем психологической помощи, создании личностно-ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с детьми различного возраста.
7.  Руководство деятельностью специализированного кабинета детского психолога осуществляется научно-методическим центром по практической психологии при участии общества психологов.
УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КАБИНЕТА ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА
Психологический кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического пси­холога с детьми разного возраста, их родителями и учи­телями, в центре которого сосредоточены интересы прежде всего ребенка. Позиция «ребенок прежде все-го» определяет акценты в работе кабинета и его обес­печение.
1.   Психологическое обеспечение
Психологическое обеспечение подразумевает созда­ние ситуации наибольшего благоприятствования для ребенка:
1.1.  Грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом учреждения, на базе которого создаются гуманные взаимоотноше­ния, доброжелательное межличностное взаимодействие детей и окружающих их взрослых.
1.2. Создание благоприятного для развития детей пси­хологического климата и организация продуктивного общения со взрослыми и сверстниками.
1.3. Максимальная реализация в работе с детьми пси­хических возможностей и резервов каждого возраст­ного периода (сензитивность, «зона ближайшего раз­вития»).
1.4.  Развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода (интересы, склон­ности, способности).
2.   Методическое обеспечение
Основной акцент в работе следует сделать на выбо­ре психологических средств.
Выбор метода обследования — один из сложных эта­пов диагностико- коррекционной работы детского пси­холога. Важным показателем детской и школьной пси­ходиагностики является быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме. В работе дет­ского психолога значение имеет не только выбор мето­да исследования, но и качественная характеристика полученных данных, которая будет определять ход и результаты диагностической и коррекционной работы.
Методики, разработанные в научной психологии, при использовании детским психологом требуют особой модификации. Использование уже известных и апро­бированных тестовых методик в условиях работы с деть­ми требует глубокого психологического анализа и гра­мотной интерпретации комплекса разных показателей в их динамике. В детской психологии существенно важ­ным является не только то, что может выполнить ребе­нок в настоящее время, но и то, чего он сможет достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития». Особенно это важно при диагностике откло­нений в развитии. Поэтому в работе детского психоло­га возникает необходимость построения отдельных ди­агностических методик в форме обучающего экспери­мента. Разработки таких методик представлены в «На­боре практических материалов для профилактики, ди­агностики и коррекции нарушений психического разви­тия у детей «Лилия» (О.Н. Усанова, изд. НПЦ «Коррек­ция»). Система методик набора направлена на психо­логическую работу с детьми 3-12 лет. Для психодиа­гностического исследования предусмотрен качественный и количественный анализ результатов.
Специфика работы детского психолога в кабинете (необходимость быстрой и оперативной информации о ребенке) определяет острую потребность в методиках, не связанных с громоздкой процедурой обработки и позволяющих осуществить экспресс-диагностику. Экс­пресс- методики основаны на качественном анализе высказываний детей, продуктов их деятельности и спо­собов выполнения ими заданий. В качестве экспресс- методик в условиях психологического кабинета целе­сообразно использование так называемых функциональ­ных проб, а в качестве экспресс- методов изучения клас­са — скриннинг- обследование.
Не менее важное значение имеет подбор психологи­ческих средств для коррекционной работы.
Эффективность использования в работе психологи­ческого кабинета различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплекс­ном применении взаимодополняющих средств — как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддерж­ки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обу­чения навыкам саморегуляции. К таким можно отнести аудиовизуальные средства, игровые материалы, при­меняемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.
Психолог несет полную ответственность за реализа­цию программ коррекции и развития и конечный ре­зультат.
Для оценки эффективности своей работы психолог может использовать специально разработанные анке­ты. По результатам опроса, проводимого регулярно после окончания определенного цикла занятий, можно проанализировать адекватность подбора методических средств и содержания развивающих программ индиви­дуальной работы с учащимися разного возраста, оце­нить динамику достижений ребенка (например, изме­нение уровня его личностной тревожности или стрессоустойчивость).
3. Организационное
Организационное обеспече­ние кабинета предполагает подготовку его оборудования, в том числе технических средств, методических мате­риалов, документации и рек­ламы.
3.1.  Технические средства
■  Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов.
■  Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.
■  Компьютер.
3.2.  Методические материалы
■ Кейс практического психолога. (Набор практи­ческих материалов для профилактики, диагности­ки и коррекции нарушений развития у детей .)
■  Практические матери­алы для психологической работы в школе.
■  Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д.).
■  Набор материалов для детского творчества (стро­ительный материал, пластилин, краски, цветные ка­рандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).
■  Библиотека практического психолога.
■  Раздаточный материал для детей, родителей, учителей.
3.3. Документация
3.4.  Мебель
Мебель должна быть со скругленными формами и устанавливаться (в контексте общей пластической композиции) по плавным кривым.
■  Рабочий стол психолога.
■  Шкаф для пособий; шкаф для техники.
■  Рабочие места детей.
■  Журнальный стол.
■  Кресла.
■  Стулья.
3.5. Дополнительные средства для дизайна интерьера
■  Цветные сменные перегородки помещения.
■  Цветы.
■  Клетка для птиц.
График работы кабинета должен обеспечивать возмож­ность, проведения консульта­ций и занятий в любое удоб­ное для детей, родителей и учителей время. Это — время непосредственно после уро­ков; возможно использование' больших перемен.
Помимо общих организаци­онных требований при созда­нии специализированного ка­бинета детского психолога следует руководствоваться специальными требованиями к помещениям и материально-технической оснащенности ка­бинета.
Реализация в работе комп­лекса психокоррекционных и восстановительных меропри­ятий предполагает проведе­ние таких занятий в специ­ально оборудованных поме­щениях с соответствующими условиями и требованиями к техобеспечению и оснаще­нию психологического каби­нета.
 
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ КАБИНЕТА ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА
 
ТРЕБОВАНИЯ  К ПОМЕЩЕНИЮ И  ИНТЕРЬЕРУ
Кабинет может быть создан на базе стандартного классного помещения на основе принципиально новых форм организации пространства в связи с его функцио­нальным назначением.
Архитектурно-художественная концепция проекта предполагает осознанный отход от прямого угла (они скругляются), а также формирование среды кабинета через создание образов природы.
Интерьер кабинета и его архитектурное решение свя­заны с применением средств для изменения форм, объе­ма, а также цветового, светового и звукового оформ­ления пространства.
Идеи архитектуры и дизайна кабинета детского пси­холога отражены в чертежах проекта кабинета.
Температурный режим
Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. В зимнее время, в связи с повышенной сухостью воздуха, для его увлажнения и ионизации можно использовать прибор «Комфорт». Желательно также наличие установки для кондицио­нирования воздуха.
Звукоизоляция
Для изоляции от шумов коридора комната должна быть оборудована двойной дверью, а для уменьшения шума от работы звуковоспроизводящей аппаратуры це­лесообразно обеспечить выносной пульт управления.
Во время занятий на входной двери необходимо вы­весить предупреждение о соблюдении тишины. Необходима изоляция помещений от шума, вибрации и других неблагоприятных факторов. Максимальная громкость звучания записей — 30 дБ.
Освещенность и цвет
Интенсивность освещения должна регулироваться е широком диапазоне (от яркого освещения до полного затемнения). Максимальный уровень общей освещен­ности - до 1000 лк. Рекомендуется комбинированное освещение как лампами дневного света, так и лампами накаливания. До и после восстанавливающих, релак­сационных или развивающих занятий применяется обыч­ное верхнее освещение; во время специальных занятий включаются боковые настенные бра со слабым зеле­ным светом. Сеансы релаксации проходят в полузатемненном помещении, что способствует снятию на­пряжения.
Цвет стен, пола, мебели, портьер подбирается по принципу использования спокойных и нейтральных то­нов, не вызывающих дополнительного возбуждения или раздражения. В цвето- световом интерьере предпочти­тельными являются голубые и зеленые тона (голубой потолок для имитации неба, зеленый пол для создания образа природы).
Организация пространства
Для занятий корригирующей гимнастикой и релак­сационными упражнениями необходимо мягкое покры­тие пола: это важно также и для освоения так называ­емой «детской территории» в психологическом каби­нете.
С учетом задач работы детского психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каж­дая из которых имеет специфическое назначение и со­ответствующее оснащение.
1.  Зона ожидания приема представляет собой от­дельные небольшие помещения, закрытые от посто­ронних. В оформлении их рекомендуется использовать цветы, картины. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у детей и их родителей.
2.   Зона первичного приема  и  беседы  с  клиентом оснащается рабочим столом; картотекой с данными о клиентах (детях, учителях, родителях); закрытой кар­тотекой, содержащей данные и результаты обследова­ний, которые не должны быть доступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, пла­каты, методический материал и другой инструмента­рий для психологического обследования.
3.  Зона консультативной работы оформляется мак­симально комфортно:  журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра. Все это вместе создает обстановку уюта, защищенности, распо­лагает к расслаблению, успокоению, способствует от­крытому доверительному общению в условиях индиви­дуального, группового или семейного консультирования.
4.  Зона игровой терапии в специализированном ка­бинете детского психолога приобретает особое значе­ние  и  поэтому должна  быть  по  особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способ­ствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки,  поделочные материалы,  карандаши,  альбо­мы. Здесь уместно яркое оформление интерьера и на­сыщение его детскими поделками, рисунками на сте­нах и т.д. Цветовой дизайн и фитодизайн в этой зоне взаимодополняют друг друга в создании «детского про­странства». Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности.
5.  Зона релаксации и снятия психоэмоциональ­ного напряжения предполагает свободное размеще­ние удобных мягких кресел для отдыха, снятия уста­лости и восстановления работоспособности в сеансах кратковременной релаксации, а также при обучении методам саморегуляции в группах. Психоэмоциональ­ная разрядка в этой зоне может достигаться и специ­фическим решением интерьера, изменением объемов и формы зоны, перемонтировкой подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформацией про­странства с помощью временных перегородок.  Эф­фект релаксации  и  снятия  мышечного  напряжения может быть достигнут и под воздействием опреде­ленных элементов обстановки, изменений слайдовых изображений и светового оформления, а также функци­ональной музыки.
Помимо обучения навыкам формирования состояния релаксации, в этой зоне психологического кабинета можно проводить занятия и сеансы аутогенной трени­ровки с просмотром слайд- и видеопрограмм с музы­кальным сопровождением. Особое значение эти заня­тия приобретают для контингента лиц, проживающих в районах неблагоприятных экологических воздействий или испытавших травматический стресс. Все эти зоны, по сути, соответствуют целям и зада­чам функционирования специализированного кабинета детского психолога в учебно-воспитательном учреж­дении, где основным контингентом посещающих каби­нет или нуждающихся в его работе целесообразно счи­тать учащихся различного возраста и дошкольников, их родителей и воспитателей, учителей школ.
ТРЕБОВАНИЯ К СВЕТО-ЦВЕТОВОМУ ОФОРМЛЕНИЮ
Природа всегда дарила человеку бесконечный веер цветовых переживаний. У большинства людей есть оп­ределенная симпатия к одним цветам и антипатия к другим, т.е. личная цветовая шкала, которую можно рассматривать как выражение индивидуальности. Шка­ла любимых цветов изменяется в течение жизни чело­века. Так, дети дошкольного возраста предпочитают красный цвет всем другим. Они гораздо больше, чем взрослые, отдают предпочтение интенсивным цветам. С наступлением старости излюбленными становятся серые и пастельные тона. При изменении состояния человека или внешних условий меняется оценка цвета. Меняются и ощущения человека в зависимости от цве­товой среды: в комнате, окрашенной в сине-зеленый или синий цвет, кажется холоднее, чем в комнате с такой же температурой, но окрашенной в оранжевый цвет или цвет охры. Влияние цветовосприятия на со­стояние психики человека изменяется в условиях спе­циального воздействия.
В психологической практике цвет используется как элемент создания психологического комфорта и как средство эмоционально-эстетического воздействия на организм человека.
По воздействию на человека все цвета можно раз­делить на две группы: так называемые теплые (оттен­ки красного и желтого) и холодные (голубовато-фио­летовые тона).
Наиболее благоприятное влияние на зрение и цент­ральную нервную систему оказывает зеленый и голу­бой цвет. Все светлые тона хорошо влияют на психо­физиологическое состояние человека, вызывают хоро­шее настроение. Темные же тона, насыщенные оттен­ки цвета угнетают настроение, вызывают подавленное состояние. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют центральную нервную систему.
Цвет также связан и со слухом. При восприятии шума усиливается функция зрительных рецепторов, и поэтому усиливается и восприятие зеленого цвета, а повышенное восприятие зеленого цвета в известной степени «покрывает» шум. При слушании звуковых тонов оранжевый цвет кажется светлее и желтее, чем в тишине. При мрачных, угрюмых звуках красный цвет кажется темнее. Правильное применение цвета в оформлении помещений позволяет изменять настрое­ние человека, затрагивает весь его телесно-духовный организм. Поэтому в оформлении интерьера надо ис­ходить из законов цветовой динамики, учитывать то, что интерьер своей цвето- световой средой создает определенные впечатления у ребенка, влияет на его ощущения и настроение. Влияние цвета на психиче­ское состояние ребенка должно непременно учиты­ваться при организации пространства его жизнедеятельности. Таким образом, правильное использова­ние цвета является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность работы кабинета.
Для выбора цветовой гаммы кабинета детского пси­холога можно использовать «естественный цветовой круг» И.В. Гёте. В основе его — оценка цвета по категориям и выделение основных и составных цветов первой и второй степени.
Основные цвета — желтый, синий, красный, из ко­торых теоретически могут быть составлены все ос­тальные цвета.
Составные цвета первой степени получаются смеше­нием двух основных цветов.
Составные цвета второй степени образуются смеше­нием составных цветов первой степени.
«Естественный цветовой круг» И.В. Гёте строится по вершинам равностороннего треугольника, на кото­рых находятся основные цвета — желтый, синий и красный. В построенный по этим вершинам круг впи­сывается такой же равносторонний треугольник, на вершинах которого располагаются составные цвета первой степени. На таком круге на противоположных точках будут взаимно противостоять два цвета. Они называются противоположными или дополнительны­ми. Противоположные цвета всегда создают резкие контрасты, образуя сильные устойчивые эффекты воз­действия. Составные цвета производят иное впечатле­ние, чем цвета их составляющие. Так, составной цвет из синего и зеленого не успокаивает, а скорее вызыва­ет чувство неуверенности и беспокойства, и наши гла­за в таких случаях бессознательно ищут компенсиру­ющий оранжево-красный цвет, как естественный до­полнительный цвет. Знание этих эффектов влияния цвета на состояние психики можно использовать при планировании территориального пространства кабине­та в зависимости от задач работы.
Например, в ситуации семейного консультирования желательно оформить зону ожидания и консультативную зону как пространство, обес­печивающее относительный по­кой, настроенность на диалог, свободное общение, поэтому цве­товое решение здесь должно быть выдержано в основных тонах. Ис­пользование насыщенных оттен­ков красно-оранжевого цвета в этой зоне противопоказано. Не рекомендуется также создавать в этой зоне резкие цветовые кон­трасты в восприятии.
В ситуации организации игро- терапии, наоборот, пространство оформляется с применением на­сыщенных тонов, иногда резко контрастирующих. Здесь допус­тимо смешение основных тонов, применение составных цветов первой и второй степени. При этом следует учитывать, что в по­мещении с хорошей акустикой при музыкальном сопровождении звучные цвета (оранжево-крас­ные) усиливаются.
Цветовой климат кабинета выступает, таким обра­зом, важной составной его частью. Цветовое реше­ние интерьера можно изменить при помощи специ­альных технических приспособлений — светофильт­ров, светорегуляторов, цветодинамического панно, цветных подвижных перегородок для перепланиров­ки пространства. Целесообразно иметь специальную цвето- световую программу, сопровождающую заня­тие с детьми.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИТОДИЗАЙНА
Растения, обогащая воздух кислородом, благотвор­но воздействуют на организм человека, способствуют созданию оптимальных санитарно-гигиенических и эс­тетических условий для занятий и отдыха.
Правильно организованное озеленение психологиче­ского кабинета, основанное на принципах фитоди­зайна, является наиболее полноценной формой ком­пенсации потребности человека в естественной при­родной среде, биологическое влияние которой на че­ловека сравнительно хорошо изучено в экологиче­ской психологии. Психологи установили также, что дети реагируют на окружающую среду более непо­средственно, чем взрослые. Поэтому нужно с боль­шим вниманием, знанием рекомендаций проектиро­вать детские помещения, комнаты для игр, занятий, защищая детей от неблагоприятных воздействий ок­ружающей среды. В равной мере эти требования от­носятся и к организации среды специализированного кабинета детского психолога, где обязательно долж­но быть озеленение, основанное на принципах фито­дизайна.
Удачным взаимодополнением к комфортным усло­виям фитодизайна является использование во время занятий записей звуков природы, шума леса, морского прибоя, птичьего пения, что оказывает весьма благо­приятное воздействие на организм и особенно хорошо воспринимается детьми.
ТРЕБОВАНИЯ  К ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
В качестве одного из психологических средств воз­действия во время индивидуальных и групповых заня­тий в кабинете применяются специально подобранные музыкальные программы, влияние которых характери­зуется многоплановыми изменениями функционально­го состояния организма. Музыка оказывает на чело­века своеобразное действие: так, варьируя музыкаль­ный фон, можно управлять работоспособностью чело­века или усиливать релаксацию.
Тихая мелодичная музыка обладает седативным дей­ствием и нормализует функции сердечно-сосудистой системы, напротив, музыкальные отрывки с более рез­кими звуковыми переходами повышают ее функцию.
Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса ске­летной мускулатуры по механизму акустико-моторного рефлекса, усиливает поток импульсов, которые по­добно моторно-висцеральным рефлексам оказывают благоприятное влияние на деятельность внутренних ор­ганов и систем.
Музыка в психологическом кабинете должна быть субдоминантным раздражителем, который можно ре­гулировать по силе и времени звучания. Максималь­ная громкость звучания не должна превышать уров­ня 30 дБ, а общая продолжительность звучания — от 15 до 30 минут.
Музыкальные программы по характеру произведе­ний должны четко соотноситься с возрастными, пси­хологическими особенностями клиентов, сопровождать каждый этап оптимизации состояния человека, спо­собствуя снятию эффектов утомления и психоэмоцио­нальной напряженности.
При составлении музыкальных программ, сопровож­дающих аутотренинг или социально-психологический тренинг, необходимо помнить о том, что подбор музы­кальных произведений должен осуществляться руко­водителем индивидуально в соответствии с задачами работы, собственным стилем и методикой ведения за­нятий. Особенно важно учесть и соблюдать правила соотнесения ритма произносимых формул самовнуше­ния с ритмом звучащей музыки. Обязательным усло­вием является совпадение начала и окончания каждой речевой формулы с началом и окончанием музыкаль­ной фразы. Важно также, чтобы формулы для выпол­нения определенного упражнения завершались вместе с завершением музыкального отрывка. Музыка слу­жит фоном занятия, а поэтому она всегда должна зву­чать тише голоса руководителя. Для психотерапевти­ческих целей необходимо подбирать музыку с относи­тельно низким эмоциональным насыщением.
В музыкальном сопровождении тренинговых заня­тий не рекомендуется использовать модные шлягеры, широко известные и популярные классические произ­ведения, так как в этом случае музыка может ассоци­ироваться с какими-то личностно значимыми событи­ями и отвлекать от выполнения упражнений.
 
Перечень документов и методических материалов кабинета педагога-психолога
В кабинете практического психолога образовательного учреждения должны быть следующие документы:
1. Нормативные документы РФ,  областного (городского, районного) управления образованием по психологической службе, областного центра практической психологии образования.                                   
2. Этический кодекс практического психолога образования Кировской области.
3. Журналы учета работы психолога.
4. Функциональные обязанности психолога, составленные с учетом специфики данного образовательного учреждения и утвержденные администрацией учреждения.
5. График работы психолога, утвержденный директором образовательного учреждения.
6. Календарный план работы психолога на год по направлениям деятельности с учетом общешкольной психолого-педагогической проблемы, согласованный с администрацией образовательного учреждения,
7. Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе.
8. Психологические карты обследованных классов и воспитанников образовательного учреждения.
9. Материалы выступлений психолога на собраниях, семинарах и т.д.
10. Программы проведения занятий, факультативов, диагностической и коррекционной работы.
11. Опубликованные работы (если есть).

Назад

© Copyright  2005. Все права защищены. г.Слободской,Кировская область.

Новости сайта
 

 

 

 

 

 

 

Наш адрес:
slob-mk@narod.ru
 

Сайт создан в системе uCoz