Сайт  методической  службы  образования  
г.Слободской,  Кировская область
              

Главная    ГМО    Проекты   Ссылки

Как писать сочинение?

 
СИМВОЛИЗМ
ДМИТРИЙ
МЕРЕЖКОВСКИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Как писать сочинение?

Письменный экзамен по литературе и русскому языку проводится с соблюдением определенных условий, которые поступающему важно знать и учитывать. Прежде всего надо, чтобы непосредственному написанию сочинения предшествовала серьезная подготовительная работа по изучению и повторению художественных произведений, критических и теоретико-литературных материалов, грамматики и стилистики. Каковы же требования, предъявляемые к сочинению?

1. Соответствие теме

   Главное в каждом сочинении — его тема, поэтому работа начинается с ее выбора. Выпускник должен тщательно продумать формулировку темы, осмыслить содержание каждого понятия, входящего в заглавие, выяснить круг вопросов (в их последовательности), которые следует осветить. Однако многие пишущие сочинение не стараются вдуматься в тему и пишут о произведении в целом, о художественном образе вообще. Но ведь по одному образу, а тем более произведению могут быть предложены десятки самых различных тем, и раскрывать их надо по-разному. Например, «Образы Дикого и Кабанихи» — это одно, а «Темное царство" в изображении А. Н. Островского» — это уже иной аспект подхода к теме. Обе темы близки по содержанию, но требуют изложения материала в разном освещении. Часто бывает так, что экзаменационная   комиссия   оценивает   работу   выпускника  как «сочинение не на тему»: неточное, приблизительное понимание или просто неправильное прочтение темы приводит, в сущности, к подмене ее другой. Так, в сочинении на тему «Н. В. Гоголь как сатирик» выпускники часто дают последовательные характеристики плутов, мошенников, небокоптителей, тогда как нужно выявить позицию художника, его отношение к изображаемому, то, что принято называть идеалом писателя, из которого он исходит в сатирическом воспроизведении жизни и ее оценке. Необходимо показать, какие художественные приемы использует Гоголь как сатирик в раскрытии типов помещиков и чиновников, в чем своеобразие комизма писателя, его творческого метода.

2. Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы.

 

Это требование должно соблюдаться в письменных работах, самых разных по своему характеру: и когда выпускник анализирует конкретный литературный образ («Обломов — тип "лишнего" человека»), и когда он раскрывает содержание всего произведения «"Век нынешний" и "век минувший" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"»), и когда прослеживает творческий путь писателя («Гимн человеку и труду в творчестве М. Горького») и т. д.

Разумеется, за время, отводимое в школе и особенно в вузе на экзамен по литературе, невозможно (да и не нужно) дать подробный анализ того или иного литературного явления. Поэтому необходимо выбрать наиболее важные ситуации, в которых натура героя проявляется наиболее полно, раскрыть сущность явлений, событий, эпизодов. К сожалению, выпускники нередко уделяют много внимания второстепенным моментам и деталям, упуская при этом главное. Персонажи и события, необходимость анализа которых продиктована темой, рассматриваются односторонне, поверхностно, сочинения перегружаются чересчур подробными описаниями деталей, лишними сведениями. Например, в характеристике Кутузова по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» акцентируются черты полководца и почти ничего не говорится о Кутузове-человеке. Или: Кутузов на Бородинском поле показывается детально, а о том, как он ведет себя на совете в Филях, — в сочинении нет ни слова. Толстой же стремился отразить в образе Кутузова особенности русского национального  характера,  поэтому  не  раскрыть  какие-либо  черты полководца и человека — значит представить его обедненно.
   Содержательность сочинения достигается прежде всего глубоким анализом его идейно-художественного своеобразия, умением оперировать литературоведческими понятиями, использовать литературную критику, исторические свидетельства и факты. Содержательность
письменной работы определяется и тем, в какой степени пишущий  сумел понять и    оценить место анализируемого им художественного произведения в литературном процессе, как ему удалось связать образы героев с особенностями метода писателя и той конкретно-исторической средой, в которой действуют литературные герои.

3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.

Сочинение должно быть целенаправленным, пронизанным главной мыслью, которой подчиняются все остальные суждения. Работа без основного тезиса и необходимых его доказательств неминуемо превращается в изложение случайно сохранившихся в памяти отрывочных сведений о том или ином герое или событии.

Главная мысль и составит идею сочинения. Она станет прочувствованной, если будет высказана точка зрения автора сочинения, его заинтересованное отношение к тому, о чем он пишет. Недосказанность в одном случае и излишняя детализация — в другом, клочковатость, разорванность материала — все это препятствует выявлению основной мысли. Аргументированность суждений позволяет четко раскрыть центральную идею сочинения, ответить на главный вопрос, сформулированный в теме. Каждое принципиальное утверждение и выдвигаемое положение пишущего должно быть подкреплено ссылкой на художественное произведение, критическую статью, исторический источник. Например, в сочинении «Проблема "отцов" и "детей" в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"» нельзя ограничиваться голословным утверждением, что к 60-м годам XIX века дворянство утрачивает свою ведущую роль в общественной жизни России; необходимо привести примеры из произведения, подтверждающие эту мысль: образ жизни и взгляды Кирсановых, их отношение к народу, споры с разночинцем Базаровым, поведение Павла Петровича во время дуэли и др.

4. План и логичность, последовательность изложения

От хорошо составленного плана зависят глубина и содержательность сочинения. Каждое новое положение, выдвигаемое его автором, должно быть следствием предыдущего, закономерно и естественно вытекать из него. Чтобы развить у себя умение логически и последовательно рассуждать, излагать свои мысли, нужно научиться доставлять рабочий план. Следует заметить, что план к одной и той же теме может иметь разные варианты: простой, развернутый, сложный, цитатный, состоящий из повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.

Составить план — значит четко представлять себе, о чем писать, показать понимание темы, определить главную мысль работы, ее составные части, их связь и взаимную обусловленность. Пункты и подпункты плана должны быть расположены в строгой логической последовательности. При этом план должен иметь определенную направленность: раскрыть черты характера героя, или выявить основные аспекты какой-то проблемы, или показать своеобразие языка действующих лиц и т. д.

Сочинение, написанное по четкому плану, отличает стройная композиция, соразмерность частей (по структуре), целостность изложения (если, к примеру, говорить о гоголевских мертвых и живых душах, то было бы неверно посвятить несколько страниц одним и лишь полстраницы — другим). Выводы, обобщения в таком сочинении закономерно вытекают из вышеизложенного, являются логическим следствием рассуждений. Иначе говоря, композиция полностью подчиняется раскрытию темы: в работе не должно быть отклонений от основной темы, резких скачков в переходах от одного положения к другому, от одной части к другой, смешений пунктов и подпунктов, излишних повторений, ненужного возврата к выясненным вопросам.

Сочинение на экзаменах можно писать с планом, но можно писать и без плана, причем оценка за отсутствие плана не снижается. Однако это не дает права пишущему пренебрегать планом, относиться к планированию сочинения формально. Чтобы уберечь поступающего от логических просчетов, рабочий план, играющий конструктивную роль, должен присутствовать всегда.

5. Самостоятельность мышления

    В сочинении должно быть отражено собственное «я» выпускника, его мнение, его знание прочитанного и способность квалифицированно анализировать произведение. Надо уметь передать свое впечатление о творчестве писателя, о содержании книги, эпизода, ситуации, выразить собственный взгляд на поступки героя, его характер, судьбу. Сочинение не должно быть примитивным пересказом текста, механическим повторением тех мыслей и суждений, которые высказаны о произведении в учебнике. Поступающий выразит в работе то, что его заинтересовало, заставило задуматься, что его привлекает или отталкивает, что, с его точки зрения, сохранило значение для современности и что ушло в прошлое. В такой работе взаимодействуют и интеллект и чувства пишущего, проявляется его личностное отношение к избранной теме. Например, в сочинении одного из абитуриентов («Тема Родины в поэзии А. А. Блока») мы читаем: «Чем привлекло мое внимание стихотворение "Россия"»? Тем. что горячая, искренняя, взволнованная любовь поэта к отчизне вылилась в самых нежных, трогательных словах, в которых передаются и ее горе, и красота, ее неизъяснимая прелесть. Не жалость к Родине испытывал художник, а обожание, гордость. А гордая любовь порождает веру («Не пропадешь, не сгинешь ты,//И лишь забота затуманит //Твои прекрасные черты,..»). И уже не убогую, забитую Русь видит поэт, а бескрайнюю, необозримую, бесконечно могучую, устремленную в будущее. Эти чувства, выраженные Блоком, покоряют, потрясают».

Самостоятельность рассуждений — неотъемлемая черта сочинения. Однако это понятие весьма относительно: от выпускника не требуется, чтобы в экзаменационной работе он делал научные открытия, но он должен судить о произведении самостоятельно, с позиций истин, уже известных в литературной науке, и излагать эти суждения своими словами, так, как он их понимает и оценивает. Сочинение всегда предполагает творческий подход к теме, даже если она традиционна («Духовные искания героев Л. Н. Толстого», «Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» и др.), не говоря уже о «свободных» темах. Степень самостоятельности в освещении темы позволяет судить об уровне эстетического и нравственного развития экзаменующегося.

6.   Оригинальность,   стилевое   единство   и   выразительность повествования

Сочинение должна отличать самостоятельность слога (совокупность определенных языковых средств), который обусловливается и жанром письменной работы (характеристика, анализ той или иной проблемы, критическая статья, очерк, исповедь, литературный портрет, рассказ, дневник, эссе, обзор и т. д.), и собственным отношением автора к тому, о чем он пишет, и уровнем общего и речевого развития поступающего, и складом его ума.

Выпускники, у которых развито образное восприятие и мышление, для раскрытия темы используют средства художественного стиля (эмоционально-оценочная лексика, метафоры, сравнения, эпитеты, поэтический синтаксис, перифразы, интонация, создающаяся
соответствующим подбором слов). Тот, кто обладает логическим мышлением, нередко применяет средства научного стиля (преобладание абстрактной лексики над конкретной, специальная терминология, вводные слова, наречия, вопросительные
конструкции, причастные и деепричастные обороты). Выпускникам, обнаруживающим образно-логическое мышление, сочетающееся со стремлением высказать личное отношение к явлениям общественной жизни, ближе публицистический стиль с такими его языковыми
особенностями, как элементы разговорной речи, слова приподнятой стилистической окраски, устойчивые словосочетания, сложные
прилагательные, вопросительные,  восклицательные и побудительные предложения, художественные повторы, инверсии и т. д.

Независимо от  типа, жанра письменной  работы и индивидуальной манеры повествования, поступающим следует помнить об общих требованиях к слогу любого сочинения (литературоведческого, критического характера, литературно-творческого, на «свободную» тему);

а) ясность и чистота языка (грамматическая правильность речи, соответствие литературным нормам);

б) точность и краткость    (подбор слов,   передающих именно    те мысли,  какие  пишущий  хотел  выразить; отсутствие в предложении лишних слов);

в)  простота и красота   (доступность для понимания, совершенство речи,   искренность,   отсутствие   заумных фраз,   вычурных   слов   и оборотов,       ложного  пафоса, надуманных эмоций, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов);

г) образность (выразительность, эмоциональность изложения, вызывающие наглядные представления, определенные чувства).

7. Смысловая точность эпиграфов и цитат

Удачно найденный эпиграф отвечает содержанию сочинения в целом, в нем должна звучать идея всей работы. Он — своего рода ключ к пониманию произведения или всего творчества писателя. Эпиграфом может стать краткий и выразительный отрывок из прозаического художественного произведения, литературнр-критической статьи, стихотворная строка, пословица, поговорка, меткое изречение, афоризм, выражающие главную мысль избранной темы. Вслед за эпиграфом называются автор и произведение, из которого приводятся взятые строки. Например, в сочинении на тему «Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова» можно использовать в качестве эпиграфа суждение В. Г. Белинского (из статьи «Стихотворения М.Лермонтова»), которое точно и полно выражает основную мысль всей работы: «Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия».

Нередко к одному сочинению приводится и несколько эпиграфов. Эпиграф пишется после плана, с правой стороны и обычно в кавычки не заключается, а ссылки на источник даются без скобок. Эпиграф к сочинению не обязателен, но желателен, ибо он украшает работу, обогащает ее, делает более содержательной, стройной.

Высказанная мысль, выдвинутое положение, наблюдение, утверждение, тезис пишущего подкрепляются цитатами: точными выдержками из текста анализируемого произведения, литературно-критической статьи или другого источника. Цитата приводится без искажений, ибо она дословно воспроизводит чужое высказывание. В точном цитировании проявляется ответственность, добросовестность пишущего, его уважительное отношение к мнению автора, чье" высказывание цитируется.

Назначение  цитаты — пояснить  или  подтвердить  сказанное   в сочинении, но не повторять его. Следует соблюдать следующие правила цитирования:

а)     не перегружать работу цитатами, сохранять чувство меры, однако вообще   обойтись   без   цитат   нельзя,   особенно   если   анализируется стихотворный текст;

б)     цитата может использоваться в форме прямой речи («Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть», —говорит о себе Печорин);

в) цитату, с соблюдением должных знаков препинания, можно вставлять в предложение с косвенной речью («Рассказывая о торгах, Лопахин подчёркивает, что он «купил имение, Где деды и отцы были рабами, где их не пускали даже в кухню»)

г)  пропуск   слов   в   чужом   высказывании   должен   обозначаться многоточием, однако нельзя сокращать цитату таким  образом,  чтобы нарушался ее  смысл    («Эх!   эх! придет ли времечко...//Когда мужик не Блюхера//И не милорда  глупого —//Белинского и Гоголя//С базара понесет?»);

д)  если выпускник сомневается в точности цитируемого отрывка из прозаического   текста,   то   его   можно   пересказать  своими  словами, соблюдая необходимую пунктуацию;

е)  цитату    необходимо    заключать    в    кавычки    и   указывать источник,   из   которого   она   приводится.   При хорошо  знакомом высказывании    это   делать       не   обязательно.    Цитируя    слова действующих лиц, следует указать,      кому      они      принадлежат («Базаров,   по   словам Аркадия, — «бескорыстный, честный человек».
Тексты   художественных   произведений,   по   которым   пишется   сочинение, цитируются без ссылок на их название или автора. Цитаты из стихотворений могут быть без кавычек, если стихотворная форма сохраняется.

Цитаты помогают глубже раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения,  делают сочинение более эмоциональным, выразительным.

8. Достоверность в освещении литературных и исторических фактов

Поверхностное знание произведения, творчества писателя, эпохи довольно часто приводит к путанице, нелепым утверждениям, смещению понятий и представлений, искажению фактов. Можно, например, встретить в сочинении такие мнения: Николай Ростов вместе с Пьером Безуховым вступил в тайное общество; в поэме Некрасова выведены два революционера — Григорий Добросклонов и Кудеяр; Дикой и Кабаниха — дворяне; Гоголь резко обличает самодержавие и крепостное право.

Допускаются фактические ошибки: «в романе "Мертвые души" Гоголь показал помещиков и чиновников»; «Долохов вызывает Пьера на дуэль»; «роман "Герой нашего времени" печатался в журнале "Современник"» (вместо журнала «Отечественные записки»); «Татьяна Ларина — простая, деревенская девушка».

Слова одного персонажа приписываются другому: «В споре с Павлом Петровичем Базаров говорит: «Мы ломаем, потому что мы сила» (эти слова произносит Аркадий). Искажаются имена и фамилии персонажей (Симеонов-Пищиков вместо Симеонов-Пищик, Левенстон вместо Левинсон, старуха-процентщица Алена Дмитриевна, Денис Давыдов вместо Василий Денисов), цитаты («Она в семье своей родной//Казалась девочкой чудной» вместо «чужой»), смешиваются названия про­изведений: «В сказке "Карась-идеалист" рассказывается, как пескарь жил-дрожал и умирал-дрожал» (вместо сказки «Премудрый пискарь»). Распространенная в сочинениях ошибка — незнание хронологии: «Роман Тургенева "Отцы и дети" написан в 1862 году»; «События, изображенные в "Капитанской дочке", относятся к XVII столетию» и т.д. Обнаруживается путаница и в использовании литературоведческих терминов («стиль», «метод», «жанр», «композиция», «сюжет», «тема», «проблема» и др.).

9. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка

Ошибочное словоупотребление порой приводит к алогизмам, или логическим ошибкам. Их причины кроются в непонимании значения слова, в противопоставлении однородных или соединении в одном ряду разнородных (общих и частных, абстрактных и конкретных) понятий. Например: «Достоевский правдиво, но с огромной худо­жественной силой раскрыл внутренний мир Раскольникова»; «Тихон Щербатый — простая русская душа, которая любила свой народ и ненавидела его врагов», «Образ Чацкого не одинок».Часто в суждениях выпускников правильные сами по себе положения связываются без достаточных логических оснований: «Есенин — на­родный поэт, так как он воспел русскую природу» (только ли поэтому мы считаем Есенина народным поэтом?).

   Чтобы более точно выразить мысль, употребить слово в нужном значении, следует полнее использовать словарные богатства русского языка, и в частности его синонимические средства. Синонимы различаются оттенками значения, эмоциональной окраской, принадлежностью к определенному стилю речи. Так, в сочинении по сатирическому произведению можно употребить слова обличает, высмеивает, бичует, разоблачает, иронизирует, уничтожает, развенчивает; в работе на темы лишней — поэтизирует, воспевает, романтизирует, превозносит, рисует, идеализирует, описывает; в со­чинении-характеристике: типизирует, раскрывает, воспроизводит, характеризует, изображает, воплощает, воссоздает, показывает и т. д.

Большинство сочинений отличает низкая стилистическая грамотность, причина которой кроется в недостаточно высоком уровне общей речевой культуры пишущих сочинение. Многочисленные стилистические ошибки (в расширительном значении, включая ошибки речевые и грамматические) возникают как результат неправильного словоупотребления, а также как следствие отклонений от различных грамматических норм: словообразовательных (нарушение структуры слова), морфологических (нарушение формы слова), синтаксических (нарушение структуры словосочетания или предложения). Приведем примеры разновидностей этих ошибок.

Смешение причастий действительного и страдательного залога: «Снимки, сделавшие опытным фотографом».

Использование слова в значении, ему не свойственном: «Величество, могущество русского народа проявляются в его борьбе» (вместо величие); «Маяковскому присуще смешение жанров»; «Это издательство комедии является наиболее полным»; «Следует четко себе понимать, что самодуры по натуре своей были трусливые и бесхарактерные»; «Отец хотел, чтобы Некрасов получил военную карьеру»; «Обломов, кончивший университет, строил планы своей будущей жизни»; «Раскольников плохо обладал собой».

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. «Сонечка жадно слушает Раскольникова, глядела ему в лицо с чувством сострадания»; «Чацкий наблюдал эту сцену и упрекает Софью».

Нарушение лексической сочетаемости: «Булгаков придавал огромное внимание театру»; «В стихах Есенина особую роль имеют сравнения»; «Образ Андрея Болконского играет огромное воспитательное значение».

Употребление лишнего слова (плеоназм): «Подлинная правда»; «Молодой юноша»; «Помещичье дворянство»; «Негодовал от возмущения».

Использование близко однокоренных слов (тавтология): «В образе Базарова изображен разночинец-демократ», «Враги приближались ближе»; «В книге показано, какие достижения достигла наука».

Употребление слова или выражения иной стилевой окраски: «У Базарова не было сообщников, поэтому его дело не получило распространения».

Ошибочное словообразование, искажения слов: «Разночинская интеллигенция»; «полность изображения»; «благородность души»; «взятничество»; «упорность»; «надсмешка»; «скупидомка»; «скучание»; «ихние слова»; «завсегдатели трактира»; «жаждает».

Неправильное использование причастных и деепричастных оборотов: «Многие воины, сражающиеся на фронтах Отечественной войны, погибли за нашу свободу»; «Став владельцем имения, у Порфирия проявляются еще и другие качества»; «Прочитав роман, передо мной встали образы».

Нарушение согласования: «Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его»; «По обоим сторонам дороги тянулись холмы»; «Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной».

Нарушение управления: «Согласно закона»; «Он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем»; «Особое внимание было уделено на составление плана»; «Следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид»; «Ему характерны многие отрицательные черты»; «Уверен в будущее»; «Соня жалела и переживала за Раскольникова».

Неудачное употребление местоимений: «Приезжий снял со стула тяжелый сверток и отодвинул его в сторону»; «Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет»; «Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку».

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Обычно молодежь является носителями передовых идей»; «Произошло еще ряд событий».

Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры: «В своей пьесе Чехов показал также трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов»; «Порфирий был любимцем с детства матери»; «Она уговорила отдать подводы для Раненых, на которых уже были уложены вещи».

Отсутствие согласования в числе между существительным и местоимением, которое это существительное заменяет: «Чацкий ненавидит фамусовское общество с их тщеславием и высокомерием»; «В этом произведении изображается мещанство. Они далеки от общественных интересов».

Нарушение границ предложения: «Петр с усмешкой слушал генерала. Который излагал свой план действий»; «В передней стоял лакей Павлуша. Лет четырнадцати». Приведенные примеры стилистических ошибок свидетельствуют о том, что грамотность, хороший (литературный) язык сочинений могут быть достигнуты лишь при условии серьезного внимания к каждому слову, к каждой фразе, упорной и тщательной их обработки.

Разнообразная тематика сочинений, предлагаемая на экзаменах, дает возможность абитуриентам выбрать посильную тему и обнаружить свои знания по литературе и русскому языку.

По материалам учебной литературы.   Лопаткин В.

Назад

© Copyright  2005. Все права защищены. г.Слободской,Кировская область.

Новости сайта
 
 

 

 
 
 
Наш адрес:
slob-mk@narod.ru
 

Сайт создан в системе uCoz