Сайт  методической  службы  образования  
г.Слободской,  Кировская область
              

Главная    ГМО    Проекты   Ссылки

Как писать сочинение?

 
СИМВОЛИЗМ
ДМИТРИЙ
 МЕРЕЖКОВСКИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ДМИТРИЙ    МЕРЕЖКОВСКИЙ (1866-1941)

      Первые признаки нового литературного направления обнаруживаются в начале  1890-х гг. Это выступления А. Волынского, Н. Минского, но главным образом работа Дмитрия Сергеевича Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893). Брошюра Мережковского - это и краткая история русской литературы с параллелями из литературы европейской, и обзор современной поэзии, прозы, критики, и философский трактат на тему «что есть настоящая литература», и программа на будущее.

    По Мережковскому, признаки упадка заметны во всем: в порче языка, в настроениях публики, в работе издателей, в современной критике, которая уже не стремится ни к на­учности, как «шестидесятники» Писарев и Добролюбов, ни к художественности (образцами «поэтической» критики он считал статьи Белинского, Аполлона Григорьева, отдельные очерки Достоевского, Тургенева, Гончарова и заметки о литературе Пушкина). Упадок ощутим и в поэзии, поскольку новые поэты явно уступают классикам. Упадок назрел и в прозе, где, конечно, есть Лев Толстой, но его отношение к своему  творчеству   -   отказ   от  прежних  произведении   -говорит о многом.

    Поколение конца XIX в., пишет Мережковский, проникнуто  возмущением «против удушающего мертвенного позитивизма, который камнем лежит на нашем сердце». Он вспоминает знаменитую строку Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь» -и комментирует: «В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами». Символами могут являться и характеры: Гамлет, Фауст, Дон-Жуан, Дон-Кихот и Санчо Панса. Тургенев и Гончаров, Достоевский и Толстой, Флобер и Мопассан - неосознанно в своем творчестве предвосхитили то, что сознательно может взять на вооружение новое искусство: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Иначе говоря, должны появиться новые способы воздействия на читателя, чтобы через отдельные символы писатель мог раскрыть за обманчивым миром явлений - мир сущностей. Как поэт Мережковский повлиял на литературу своего поколения мало, больше названием своего сборника «Символы» (1892), нежели собственно стихами. Еще будучи гимназистом, Мережковский однажды читал свои стихи Ф.М. Достоевскому, и тот свой суровый отзыв сопроводил напутствием: «Страдать надо, молодой человек, - страдать, а потом стихи писать». Поэзия Мережковского и в годы его известности отличалась чрезмерной рассудочностью. Впрочем, с его языка иногда слетали признания, которым нельзя было не поверить: «И хочу, но не в силах любить я людей: я чужой среди них...», или: «Но ближних не люблю, как не люблю себя...»

    Многие мемуаристы говорили о «странном» облике Мережковского - и духовном, и физическом, о том, что среди  других людей  он  был  немножко  «марсианин».  Oн словно бы томился земным существованием, вообще не любил «земного». И когда в стихах касался темы бренности жизни, его поэзия словно бы оживала - как в известном стихотворении «Парки» или более позднем, коротком, но выразительном:

Так жизнь ничтожеством страшна,
И даже не борьбой, не мукой,
А только бесконечной скукой
И тихим ужасом полна,
Что кажется - я не живу,
И сердце перестало биться,
И это только наяву
Мне все одно и то же снится.
И если там, где буду я,
Господь меня, как здесь, накажет, -
То будет смерть, как жизнь моя,
И смерть мне нового не скажет.

   В эмиграции с чувством тяжести земного бытия слились воспоминания о России. И это особенное переживание Мережковскому иногда удавалось выразить с силой, которой не знала ранняя его поэзия:

Что это - утро, вечер?
  Где это было, не знаю.
 Слишком ласковый ветер,
Слишком подобное раю,
Все неземное-земное.
Только бывает во сне
Милое небо такое,
-Синее в звездном огне.
Тишь, глушь, бездорожье,
В алых маках межи.
Русское, русское -Божье
Поле зреющей ржи.
Господи, что это значит?
Жду, смотрю, не дыша...
И от радости плачет, 
Богу поет душа. 
(«Сонное»)

    С литературным творчеством Мережковского были связаны его религиозные искания. Он был талантливым прозаиком и блестящим эссеистом. Человеческая история, как иоле битвы Бога с Дьяволом - эта идея нашла воплощение не только в его публицистике, не только в критических статьях, но и в исторических романах «Юлиан Отступник», «Леонардо да Винчи» и «Петр и Алексей», объединенных в трилогию «Христос и Антихрист». Продолжением духовных исканий Мережковского стала вторая трилогия «Царство зверя», куда вошли пьеса «Павел Г», романы «Александр I» и «14-е декабря». Мережковский не просто тщательно исследовал эпоху, о которой собирался писать, прочитывая целые библиотеки по заданной теме. Он непременно старался увидеть места, связанные с основными событиями его произведений. И все же в любом его романе слишком заметно проступает та система мыслей, которую он хочет выразить и которая не имеет прямой связи с художественной задачей.

   В основе поисков Мережковского лежала его мечта о «Третьем Завете», время которого, по его мнению, должно настать неизбежно. Был «Ветхий Завет» (завет человека с Богом-Отцом), был «Новый Завет» (с Богом-Сыном) и будет Третий Завет - со Святым Духом.

Лишь по  внешности  каждое  историческое  произведение Мережковского - роман, по существу же, это историко-философский трактат. Мережковский и сам хорошо чувствовал эту особенность своих художественных произведений. В эмиграции он отступает от собственно беллетристической формы, приближая следующие свои книги - о Данте, Наполеоне, Франциске Ассизском, Иисусе Неизвестном - к философской эссеистике.

По материалам учебной литературы.   Лопаткин В.

Назад

© Copyright  2005. Все права защищены. г.Слободской,Кировская область.

Новости сайта
 
 

 

 
 
 
Наш адрес:
slob-mk@narod.ru
 

Сайт создан в системе uCoz