|
|
Письменный экзамен по литературе и русскому языку проводится с соблюдением определенных условий, которые поступающему важно знать и учитывать. Прежде всего надо, чтобы непосредственному написанию сочинения предшествовала серьезная подготовительная работа по изучению и повторению художественных произведений, критических и теоретико-литературных материалов, грамматики и стилистики. Каковы же требования, предъявляемые к сочинению? 1. Соответствие теме Главное в каждом сочинении — его тема, поэтому работа начинается с ее выбора. Выпускник должен тщательно продумать формулировку темы, осмыслить содержание каждого понятия, входящего в заглавие, выяснить круг вопросов (в их последовательности), которые следует осветить. Однако многие пишущие сочинение не стараются вдуматься в тему и пишут о произведении в целом, о художественном образе вообще. Но ведь по одному образу, а тем более произведению могут быть предложены десятки самых различных тем, и раскрывать их надо по-разному. Например, «Образы Дикого и Кабанихи» — это одно, а «Темное царство" в изображении А. Н. Островского» — это уже иной аспект подхода к теме. Обе темы близки по содержанию, но требуют изложения материала в разном освещении. Часто бывает так, что экзаменационная комиссия оценивает работу выпускника как «сочинение не на тему»: неточное, приблизительное понимание или просто неправильное прочтение темы приводит, в сущности, к подмене ее другой. Так, в сочинении на тему «Н. В. Гоголь как сатирик» выпускники часто дают последовательные характеристики плутов, мошенников, небокоптителей, тогда как нужно выявить позицию художника, его отношение к изображаемому, то, что принято называть идеалом писателя, из которого он исходит в сатирическом воспроизведении жизни и ее оценке. Необходимо показать, какие художественные приемы использует Гоголь как сатирик в раскрытии типов помещиков и чиновников, в чем своеобразие комизма писателя, его творческого метода. 2. Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы.
Это требование должно соблюдаться в письменных работах, самых разных по своему характеру: и когда выпускник анализирует конкретный литературный образ («Обломов — тип "лишнего" человека»), и когда он раскрывает содержание всего произведения «"Век нынешний" и "век минувший" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"»), и когда прослеживает творческий путь писателя («Гимн человеку и труду в творчестве М. Горького») и т. д.
Разумеется, за время,
отводимое в школе и особенно в вузе на
экзамен по литературе, невозможно (да и не
нужно) дать подробный анализ того
или иного литературного явления. Поэтому необходимо
выбрать наиболее важные ситуации,
в которых натура героя проявляется
наиболее полно, раскрыть
сущность явлений, событий, эпизодов. К
сожалению, выпускники нередко уделяют много внимания второстепенным
моментам и деталям, упуская при этом главное.
Персонажи и события,
необходимость анализа которых продиктована
темой, рассматриваются
односторонне, поверхностно, сочинения перегружаются чересчур
подробными описаниями деталей, лишними
сведениями. Например, в
характеристике Кутузова по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
акцентируются черты полководца и почти
ничего не говорится о
Кутузове-человеке. Или: Кутузов на
Бородинском поле показывается
детально, а о том, как он ведет себя
на совете в Филях, — в сочинении
нет ни слова. Толстой же
стремился отразить в образе Кутузова особенности русского
национального характера, поэтому не раскрыть какие-либо черты
полководца и человека — значит представить его обедненно. 3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения. Сочинение должно быть целенаправленным, пронизанным главной мыслью, которой подчиняются все остальные суждения. Работа без основного тезиса и необходимых его доказательств неминуемо превращается в изложение случайно сохранившихся в памяти отрывочных сведений о том или ином герое или событии. Главная мысль и составит идею сочинения. Она станет прочувствованной, если будет высказана точка зрения автора сочинения, его заинтересованное отношение к тому, о чем он пишет. Недосказанность в одном случае и излишняя детализация — в другом, клочковатость, разорванность материала — все это препятствует выявлению основной мысли. Аргументированность суждений позволяет четко раскрыть центральную идею сочинения, ответить на главный вопрос, сформулированный в теме. Каждое принципиальное утверждение и выдвигаемое положение пишущего должно быть подкреплено ссылкой на художественное произведение, критическую статью, исторический источник. Например, в сочинении «Проблема "отцов" и "детей" в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"» нельзя ограничиваться голословным утверждением, что к 60-м годам XIX века дворянство утрачивает свою ведущую роль в общественной жизни России; необходимо привести примеры из произведения, подтверждающие эту мысль: образ жизни и взгляды Кирсановых, их отношение к народу, споры с разночинцем Базаровым, поведение Павла Петровича во время дуэли и др. 4. План и логичность, последовательность изложения От хорошо составленного плана зависят глубина и содержательность сочинения. Каждое новое положение, выдвигаемое его автором, должно быть следствием предыдущего, закономерно и естественно вытекать из него. Чтобы развить у себя умение логически и последовательно рассуждать, излагать свои мысли, нужно научиться доставлять рабочий план. Следует заметить, что план к одной и той же теме может иметь разные варианты: простой, развернутый, сложный, цитатный, состоящий из повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Составить план — значит четко представлять себе, о чем писать, показать понимание темы, определить главную мысль работы, ее составные части, их связь и взаимную обусловленность. Пункты и подпункты плана должны быть расположены в строгой логической последовательности. При этом план должен иметь определенную направленность: раскрыть черты характера героя, или выявить основные аспекты какой-то проблемы, или показать своеобразие языка действующих лиц и т. д. Сочинение, написанное по четкому плану, отличает стройная композиция, соразмерность частей (по структуре), целостность изложения (если, к примеру, говорить о гоголевских мертвых и живых душах, то было бы неверно посвятить несколько страниц одним и лишь полстраницы — другим). Выводы, обобщения в таком сочинении закономерно вытекают из вышеизложенного, являются логическим следствием рассуждений. Иначе говоря, композиция полностью подчиняется раскрытию темы: в работе не должно быть отклонений от основной темы, резких скачков в переходах от одного положения к другому, от одной части к другой, смешений пунктов и подпунктов, излишних повторений, ненужного возврата к выясненным вопросам. Сочинение на экзаменах можно писать с планом, но можно писать и без плана, причем оценка за отсутствие плана не снижается. Однако это не дает права пишущему пренебрегать планом, относиться к планированию сочинения формально. Чтобы уберечь поступающего от логических просчетов, рабочий план, играющий конструктивную роль, должен присутствовать всегда. 5. Самостоятельность мышления В сочинении должно быть отражено собственное «я» выпускника, его мнение, его знание прочитанного и способность квалифицированно анализировать произведение. Надо уметь передать свое впечатление о творчестве писателя, о содержании книги, эпизода, ситуации, выразить собственный взгляд на поступки героя, его характер, судьбу. Сочинение не должно быть примитивным пересказом текста, механическим повторением тех мыслей и суждений, которые высказаны о произведении в учебнике. Поступающий выразит в работе то, что его заинтересовало, заставило задуматься, что его привлекает или отталкивает, что, с его точки зрения, сохранило значение для современности и что ушло в прошлое. В такой работе взаимодействуют и интеллект и чувства пишущего, проявляется его личностное отношение к избранной теме. Например, в сочинении одного из абитуриентов («Тема Родины в поэзии А. А. Блока») мы читаем: «Чем привлекло мое внимание стихотворение "Россия"»? Тем. что горячая, искренняя, взволнованная любовь поэта к отчизне вылилась в самых нежных, трогательных словах, в которых передаются и ее горе, и красота, ее неизъяснимая прелесть. Не жалость к Родине испытывал художник, а обожание, гордость. А гордая любовь порождает веру («Не пропадешь, не сгинешь ты,//И лишь забота затуманит //Твои прекрасные черты,..»). И уже не убогую, забитую Русь видит поэт, а бескрайнюю, необозримую, бесконечно могучую, устремленную в будущее. Эти чувства, выраженные Блоком, покоряют, потрясают». Самостоятельность рассуждений — неотъемлемая черта сочинения. Однако это понятие весьма относительно: от выпускника не требуется, чтобы в экзаменационной работе он делал научные открытия, но он должен судить о произведении самостоятельно, с позиций истин, уже известных в литературной науке, и излагать эти суждения своими словами, так, как он их понимает и оценивает. Сочинение всегда предполагает творческий подход к теме, даже если она традиционна («Духовные искания героев Л. Н. Толстого», «Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» и др.), не говоря уже о «свободных» темах. Степень самостоятельности в освещении темы позволяет судить об уровне эстетического и нравственного развития экзаменующегося. 6. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования Сочинение должна отличать самостоятельность слога (совокупность определенных языковых средств), который обусловливается и жанром письменной работы (характеристика, анализ той или иной проблемы, критическая статья, очерк, исповедь, литературный портрет, рассказ, дневник, эссе, обзор и т. д.), и собственным отношением автора к тому, о чем он пишет, и уровнем общего и речевого развития поступающего, и складом его ума.
Выпускники, у которых развито образное
восприятие и мышление,
для раскрытия темы используют
средства художественного стиля (эмоционально-оценочная
лексика, метафоры, сравнения, эпитеты,
поэтический синтаксис,
перифразы, интонация, создающаяся Независимо от типа, жанра письменной работы и индивидуальной манеры повествования, поступающим следует помнить об общих требованиях к слогу любого сочинения (литературоведческого, критического характера, литературно-творческого, на «свободную» тему); а) ясность и чистота языка (грамматическая правильность речи, соответствие литературным нормам); б) точность и краткость (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов); в) простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и оборотов, ложного пафоса, надуманных эмоций, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов); г) образность (выразительность, эмоциональность изложения, вызывающие наглядные представления, определенные чувства). 7. Смысловая точность эпиграфов и цитат Удачно найденный эпиграф отвечает содержанию сочинения в целом, в нем должна звучать идея всей работы. Он — своего рода ключ к пониманию произведения или всего творчества писателя. Эпиграфом может стать краткий и выразительный отрывок из прозаического художественного произведения, литературнр-критической статьи, стихотворная строка, пословица, поговорка, меткое изречение, афоризм, выражающие главную мысль избранной темы. Вслед за эпиграфом называются автор и произведение, из которого приводятся взятые строки. Например, в сочинении на тему «Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова» можно использовать в качестве эпиграфа суждение В. Г. Белинского (из статьи «Стихотворения М.Лермонтова»), которое точно и полно выражает основную мысль всей работы: «Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия». Нередко к одному сочинению приводится и несколько эпиграфов. Эпиграф пишется после плана, с правой стороны и обычно в кавычки не заключается, а ссылки на источник даются без скобок. Эпиграф к сочинению не обязателен, но желателен, ибо он украшает работу, обогащает ее, делает более содержательной, стройной. Высказанная мысль, выдвинутое положение, наблюдение, утверждение, тезис пишущего подкрепляются цитатами: точными выдержками из текста анализируемого произведения, литературно-критической статьи или другого источника. Цитата приводится без искажений, ибо она дословно воспроизводит чужое высказывание. В точном цитировании проявляется ответственность, добросовестность пишущего, его уважительное отношение к мнению автора, чье" высказывание цитируется. Назначение цитаты — пояснить или подтвердить сказанное в сочинении, но не повторять его. Следует соблюдать следующие правила цитирования: а) не перегружать работу цитатами, сохранять чувство меры, однако вообще обойтись без цитат нельзя, особенно если анализируется стихотворный текст; б) цитата может использоваться в форме прямой речи («Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть», —говорит о себе Печорин); в) цитату, с соблюдением должных знаков препинания, можно вставлять в предложение с косвенной речью («Рассказывая о торгах, Лопахин подчёркивает, что он «купил имение, Где деды и отцы были рабами, где их не пускали даже в кухню») г) пропуск слов в чужом высказывании должен обозначаться многоточием, однако нельзя сокращать цитату таким образом, чтобы нарушался ее смысл («Эх! эх! придет ли времечко...//Когда мужик не Блюхера//И не милорда глупого —//Белинского и Гоголя//С базара понесет?»); д) если выпускник сомневается в точности цитируемого отрывка из прозаического текста, то его можно пересказать своими словами, соблюдая необходимую пунктуацию;
е)
цитату необходимо
заключать в кавычки и указывать источник, из
которого она приводится. При хорошо знакомом
высказывании это
делать не обязательно. Цитируя слова
действующих лиц, следует
указать, кому они принадлежат
(«Базаров, по словам
Аркадия, — «бескорыстный, честный человек». Цитаты помогают глубже раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения, делают сочинение более эмоциональным, выразительным. 8. Достоверность в освещении литературных и исторических фактов Поверхностное знание произведения, творчества писателя, эпохи довольно часто приводит к путанице, нелепым утверждениям, смещению понятий и представлений, искажению фактов. Можно, например, встретить в сочинении такие мнения: Николай Ростов вместе с Пьером Безуховым вступил в тайное общество; в поэме Некрасова выведены два революционера — Григорий Добросклонов и Кудеяр; Дикой и Кабаниха — дворяне; Гоголь резко обличает самодержавие и крепостное право. Допускаются фактические ошибки: «в романе "Мертвые души" Гоголь показал помещиков и чиновников»; «Долохов вызывает Пьера на дуэль»; «роман "Герой нашего времени" печатался в журнале "Современник"» (вместо журнала «Отечественные записки»); «Татьяна Ларина — простая, деревенская девушка». Слова одного персонажа приписываются другому: «В споре с Павлом Петровичем Базаров говорит: «Мы ломаем, потому что мы сила» (эти слова произносит Аркадий). Искажаются имена и фамилии персонажей (Симеонов-Пищиков вместо Симеонов-Пищик, Левенстон вместо Левинсон, старуха-процентщица Алена Дмитриевна, Денис Давыдов вместо Василий Денисов), цитаты («Она в семье своей родной//Казалась девочкой чудной» вместо «чужой»), смешиваются названия произведений: «В сказке "Карась-идеалист" рассказывается, как пескарь жил-дрожал и умирал-дрожал» (вместо сказки «Премудрый пискарь»). Распространенная в сочинениях ошибка — незнание хронологии: «Роман Тургенева "Отцы и дети" написан в 1862 году»; «События, изображенные в "Капитанской дочке", относятся к XVII столетию» и т.д. Обнаруживается путаница и в использовании литературоведческих терминов («стиль», «метод», «жанр», «композиция», «сюжет», «тема», «проблема» и др.). 9. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка Ошибочное словоупотребление порой приводит к алогизмам, или логическим ошибкам. Их причины кроются в непонимании значения слова, в противопоставлении однородных или соединении в одном ряду разнородных (общих и частных, абстрактных и конкретных) понятий. Например: «Достоевский правдиво, но с огромной художественной силой раскрыл внутренний мир Раскольникова»; «Тихон Щербатый — простая русская душа, которая любила свой народ и ненавидела его врагов», «Образ Чацкого не одинок».Часто в суждениях выпускников правильные сами по себе положения связываются без достаточных логических оснований: «Есенин — народный поэт, так как он воспел русскую природу» (только ли поэтому мы считаем Есенина народным поэтом?). Чтобы более точно выразить мысль, употребить слово в нужном значении, следует полнее использовать словарные богатства русского языка, и в частности его синонимические средства. Синонимы различаются оттенками значения, эмоциональной окраской, принадлежностью к определенному стилю речи. Так, в сочинении по сатирическому произведению можно употребить слова обличает, высмеивает, бичует, разоблачает, иронизирует, уничтожает, развенчивает; в работе на темы лишней — поэтизирует, воспевает, романтизирует, превозносит, рисует, идеализирует, описывает; в сочинении-характеристике: типизирует, раскрывает, воспроизводит, характеризует, изображает, воплощает, воссоздает, показывает и т. д. Большинство сочинений отличает низкая стилистическая грамотность, причина которой кроется в недостаточно высоком уровне общей речевой культуры пишущих сочинение. Многочисленные стилистические ошибки (в расширительном значении, включая ошибки речевые и грамматические) возникают как результат неправильного словоупотребления, а также как следствие отклонений от различных грамматических норм: словообразовательных (нарушение структуры слова), морфологических (нарушение формы слова), синтаксических (нарушение структуры словосочетания или предложения). Приведем примеры разновидностей этих ошибок. Смешение причастий действительного и страдательного залога: «Снимки, сделавшие опытным фотографом». Использование слова в значении, ему не свойственном: «Величество, могущество русского народа проявляются в его борьбе» (вместо величие); «Маяковскому присуще смешение жанров»; «Это издательство комедии является наиболее полным»; «Следует четко себе понимать, что самодуры по натуре своей были трусливые и бесхарактерные»; «Отец хотел, чтобы Некрасов получил военную карьеру»; «Обломов, кончивший университет, строил планы своей будущей жизни»; «Раскольников плохо обладал собой». Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. «Сонечка жадно слушает Раскольникова, глядела ему в лицо с чувством сострадания»; «Чацкий наблюдал эту сцену и упрекает Софью». Нарушение лексической сочетаемости: «Булгаков придавал огромное внимание театру»; «В стихах Есенина особую роль имеют сравнения»; «Образ Андрея Болконского играет огромное воспитательное значение». Употребление лишнего слова (плеоназм): «Подлинная правда»; «Молодой юноша»; «Помещичье дворянство»; «Негодовал от возмущения». Использование близко однокоренных слов (тавтология): «В образе Базарова изображен разночинец-демократ», «Враги приближались ближе»; «В книге показано, какие достижения достигла наука». Употребление слова или выражения иной стилевой окраски: «У Базарова не было сообщников, поэтому его дело не получило распространения». Ошибочное словообразование, искажения слов: «Разночинская интеллигенция»; «полность изображения»; «благородность души»; «взятничество»; «упорность»; «надсмешка»; «скупидомка»; «скучание»; «ихние слова»; «завсегдатели трактира»; «жаждает». Неправильное использование причастных и деепричастных оборотов: «Многие воины, сражающиеся на фронтах Отечественной войны, погибли за нашу свободу»; «Став владельцем имения, у Порфирия проявляются еще и другие качества»; «Прочитав роман, передо мной встали образы». Нарушение согласования: «Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его»; «По обоим сторонам дороги тянулись холмы»; «Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной». Нарушение управления: «Согласно закона»; «Он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем»; «Особое внимание было уделено на составление плана»; «Следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид»; «Ему характерны многие отрицательные черты»; «Уверен в будущее»; «Соня жалела и переживала за Раскольникова». Неудачное употребление местоимений: «Приезжий снял со стула тяжелый сверток и отодвинул его в сторону»; «Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет»; «Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку». Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Обычно молодежь является носителями передовых идей»; «Произошло еще ряд событий». Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры: «В своей пьесе Чехов показал также трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов»; «Порфирий был любимцем с детства матери»; «Она уговорила отдать подводы для Раненых, на которых уже были уложены вещи». Отсутствие согласования в числе между существительным и местоимением, которое это существительное заменяет: «Чацкий ненавидит фамусовское общество с их тщеславием и высокомерием»; «В этом произведении изображается мещанство. Они далеки от общественных интересов». Нарушение границ предложения: «Петр с усмешкой слушал генерала. Который излагал свой план действий»; «В передней стоял лакей Павлуша. Лет четырнадцати». Приведенные примеры стилистических ошибок свидетельствуют о том, что грамотность, хороший (литературный) язык сочинений могут быть достигнуты лишь при условии серьезного внимания к каждому слову, к каждой фразе, упорной и тщательной их обработки. Разнообразная тематика сочинений, предлагаемая на экзаменах, дает возможность абитуриентам выбрать посильную тему и обнаружить свои знания по литературе и русскому языку. По материалам учебной литературы. Лопаткин В. ©
Copyright 2005. Все
права защищены. г.Слободской,Кировская область. |
|