Приложение 1.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
детей (Наименование)
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
(МО, методическом совете)
дата, № протокола |
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОУ ____________
дата, М.П. |
Приложение 2.
Тематический
план занятий с обучаемыми центра «Типчак» по курсу «Основы
валеологии» (спецкурс)
-
Сентябрь — октябрь
Вводное занятие
-
Здоровье, что это такое. Ромашка здоровья.
-
Признаки болезни, признаки здоровья.
-
Что мешает человеку быть здоровым.
-
Принципы готовности в валеологии.
- Ноябрь — декабрь
-
О вредных привычках (сигареты, алкоголь,
наркотики)
-
Кратковременные последствия курения.
-
Последствия длительного курения.
-
Есть ли положительное в курении.
-
Стратегия рекламы, нужно ли ее запретить.
-
Причины алкоголизма.
- Январь — февраль
-
Поражение внутренних
органов.
-
Изменение личности.
-
Как не стать жертвой наркомании.
-
Течение болезни и внешний вид наркомана.
-
Особенности патологической зависимости.
-
Способы распространения наркотиков.
- Март — апрель
-
Пищевое поведение
-
Значение белков, жиров, углеводов, роль витаминов
в питании.
-
Как сохранить целебные свойства пищи.
-
Растительная и животная пища.
-
Причины предпочтения в питании.
-
Загрязнители пищевых продуктов.
-
Маркировка продуктов питания.
- Май
-
Физическое совершенствование
Гиподинамия. Роль двигательной активности во
время учебной деятельности. Оптимальная двигательная активность в
день, в неделю. Аэробные, анаэробные нагрузки.
Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»
Социальная адаптация
(приспособление человека к условиям новой социальной среды)
является одним из основных механизмов социализации личности.
Поэтому в педагогической практике важно учитывать процесс адаптации
ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при
поступлении в учреждение, при вхождении в новый коллектив. Очень
важно, чтобы встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми была
плавной, мягкой, бестравматической.
Таблица адаптации ребенка в объединении
Характер адаптации
Параметры
|
I группа легкая
|
II группа средней
тяжести
|
III группа тяжелая
|
IV группа крайне
тяжелая
|
Настроение
|
Бодрое, контактное
|
Бодрое,
неуравновешенное, очень эмоциональное
|
Спокойное,
уравновешенное, некон-тактное, неэмоци-ональное
|
Вялое, неконтактное
|
Поведение на занятии
|
Сосредоточен,
инициативен, быстро отвечает, уравновешен
|
Не сосредо-точен, не
активен, возбудим
|
Малоактивен,
заторможен, замедлен в реакциях, инертен
|
Не сосредоточен,
пассивен
|
Предел
работоспособности
|
Соответствует норме и
возрасту
|
Быстро наступает
утомление
|
Соответствует
возрастной норме
|
Низкий
|
Признаки утомления
|
Небольшая
возбудимость нервной системы
|
Возбудимость нервной
системы, нарушение координации движений
|
Замедленная ответная
реакция
|
Явно выраженные
признаки утомления
|
- Используя данную таблицу, педагог может
выявить детей, наиболее уязвимых в плане социальной адаптации,
требующих постоянного внимания, помощи и поддержки. Особенно это
важно в первые месяцы посещения ребенком образовательного
учреждения.
-
Учет посещаемости и наполняемости групп
-
Средний показатель посещаемости за месяц
вычисляется по формуле:
-
(кол-во дет.
в группе х число занят, в месяц) — кол пропусков
-
Число
занятий в месяц
Диагностическая карта «Оценка уровня
воспитанности обучаемых»
Ф.И. обучаемого
|
Качества
личности
|
Общий балл
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перечень качеств:
- 1. Гуманность в
отношении к окружающим.
- 2. Вежливость.
- 3. Трудолюбие.
- 4. Физическая
культура.
- 5. Честность.
- 6.
Любознательность.
-
Данные высчитываются на основе наблюдений методом
наблюдений. Оценивается проявление тех или иных качеств по
пятибалльной системе:
-
4 балла — качество проявляется.
-
3 балла — качество больше проявляется, чем не
проявляется,
-
3 балла — качество меньше проявляется, чем не
проявляется,
-
2 балла — качество не проявляется.
-
Высокий уровень — 50-35 баллов
-
Средний уровень — 35-25 баллов
-
Удовлетворительный — ниже 25 баллов
- Общий уровень
воспитанности группы вычисляется по формуле:
Где Σ — арифметическая сумма оценок,
n —
количество обучающихся.
Диагностическая карта «Социометрический статус
группы»
Срок проведения
|
Начало года
|
Середина года
|
Конец года
|
Индекс сплоченности
труппы
|
|
|
|
Индекс сплоченности группы.
-
Результаты социометрического опроса фиксируются в
социометрической матрице и в социограммах положительных выборов
и отталкиваний. Индекс сплоченности группы вычисляется по
результатам проведения социометрии по методике Дж. Морена.
Изучение
мотивации выбора обучаемыми данной кружковой деятельности
Педагог
просит ответить на вопрос «Почему я выбрал этот кружок?» и
предлагает 6 возможных ответов. Обучаемые проставляют по
10-балльной системе значимость каждого ответа для них. Предлагаемые
мотивы выбора кружка:
- 1. Посещаю, потому
что так хотят мои родители.
- 2. Нравится
преподаватель в кружке.
- 3. Это престижно.
- 4. Все мои друзья
обучаются здесь.
- 5. Некуда деть
свободное время.
-
6. Приятно обучаться в коллективе кружка.
Ф.И. обучаемого
|
Мотивы выбора
|
Преобладающий мотив
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3.
Игры на
внимание
Примечание: успешность
тех или иных действий зависит от таких свойств внимания, как объем,
интенсивность, устойчивость, распределение, переключаемость.
Игра «Веселые гости»
Слова сопровождаются жестами с ускорением:
«Здравствуйте! Здравствуйте! Как живете? Чаю нальете? Будем
танцевать! Раз, два, три, четыре, пять, шесть».
Игра «Угадай слово»
Ведущий начинает вести рассказ о загаданном им слове,
начиная как бы издалека, намеренно запутывая отгадывающих.
Игра развивает, обогащает словарный запас,
воображение, фантазию, сообразительность.
Игра «Слова в воздухе»
Ведущий пишет печатными буквами короткие слова сверху
вниз, медленно водя пальцем по воздуху. Писать можно слова: мир,
дом, рой, кот и т.д. Можно рисовать животных, дерево, цветок.
Две команды соперников по очереди отгадывают рисунки.
После того, как играющие прочтут 5-6 слов и отгадают «рисунки»,
ведущий — «рисующий» задает вопросы: «Кого вы считаете самым
внимательным в вашей команде?», «Для чего нужно внимание? На улице,
на уроке? Приведите пример, когда не нужно быть внимательным»
(рассматривая что-либо интересное).
Игра «Отгадай»
Водящему завязывают глаза, берут его за руки и в
течение 30-40 секунд водят по классу, наконец останавливают его
возле одного из детей и кладут его руку на плечо товарища. Водящий
после некоторых размышлений должен назвать имя того, к кому его
подвели.
Игра «Постой в темноте»
Играющий с завязанными глазами сооружает пирамиду из
кубиков или спичечных коробков. Сколько кубиков в пирамиде, столько
и очков.
Игра «По кругу»
Играющие берутся за руки и становятся спиной к центру
круга, который они образуют, затем опускают руки. Двум из них,
стоящим на
противоположных сторонах круга, дают какой-либо
предмет (стакан с водой, платочки, мячи), который они по сигналу
передают в одну сторону, стремясь передать возможно быстрее, но
наступает момент, когда один платочек догоняет другой, и тот, у кого
в руках оказалось два платочка, выбывает из игры. Игра развивает
быстроту и ловкость. Игра «Близнецы»
2-3 пары соревнующихся обнимают друг друга за талию
одной рукой, соответственно, у них осталось по одной свободной
руке. По команде ведущего «близнецам» необходимо быстро и ловко
сделать следующее: зашнуровать ботинок, сложить спички в коробку,
развернуть свернутую газету, смотать веревку в клубок.
Игра «Змейка»
Дети берут друг друга за руки, образуя цепь, ведущий
бежит впереди, увлекая за собой всех участников, на бегу описывая
разные / фигуры, резкие повороты.
Важно, чтобы змейка не порвалась, точно повторять
движения , ведущего, ведущий не бежит быстро.
«Зоологические забеги» (эстафеты)
«Тараканьи бега»
Таракан — это насекомое, состоящее из 6 лапок (один
участник на четвереньках, другой кладет ноги на плечи и спину
первого так, чтобы второй ребенок оказался бегущим на руках спереди
того, кто бежит на четвереньках), участвуют 2-3 пары. Кто быстрее?
«Двугорбый верблюд»
Необходимо 4 волейбольных мяча (это будут горбы). 2
участника,
наклонившись и встав друг за другом, одной рукой
придерживают
горбы, второй держатся за пояс другого. Кто быстрее?
«Черепаха-путешественница»
Тазы или ванны устанавливают на спины
медлительным, неповоротливым «черепахам». Они должны, не потеряв
панциря, добежать до поворота и обратно.
Варианты: «пчелы» с ведерками меда или нектаром,
«цапли» на одной ноге и т.д.
«Рак, спасающийся от опасности»
Спасаясь, рак пятится задом и держит клешни готовыми
к обороне. Участник бежит до поворота спиной и возвращается обратно
тем же способом.
«Кенгуру с детенышем»
Для эстафеты потребуется два рюкзака, внутрь которых
помещен волейбольный мяч — «детеныш». Прыжками игрок добирается до
поворота и обратно, передав «детеныша» с сумкой следующему игроку.
«Пингвин»
Зажав между колен теннисный мяч, участник вразвалочку
по- пингвиньи проносит мяч до поворота и обратно.
«Лягушка на охоте»
Здесь потребуются ласты. Надев ласты, передвигаясь
прыжками, первый «лягушонок» останавливается на повороте и ловит
«комара» (теннисный мяч). Возвращаясь, он отдает ласты второму, а
мяч — третьему участнику эстафеты.
«Заяц, петляющий по лесу»
Участники должны передвигаться, подражая бегу зайца.
Для этого «заяц» наклоняется, встает, опираясь на руки, продвигаясь,
он выбрасывает ноги как можно выше, «петляя» вокруг стульев
(деревьев).
« Сороконожки»
Спутанная веревкой команда бежит к повороту и
обратно.
«Трудолюбивые муравьи»
Необходимо по одной гимнастической палке на каждую
команду. Первый «муравей» с палкой пробегает до поворота и обратно,
прихватывает на помощь еще одного «муравья», пробежав вдвоем, пара
присоединяет третьего и бегут втроем.
Приложение 4.
-
Мой
дневник здоровья
-
Я родился (лась)
__________________
-
Год _____________________
-
Месяц, число _____________________
-
Время _________________________
-
В городе, селе ___________________
-
Меня назвали (имя, фамилия)
____________________
-
Глаза у меня _____________________
-
Волосы и брови ___________________________
-
Я похож на маму, папу, дедушку, бабушку (напиши
чем) ________________
- Воспоминания
моих родителей
- Когда родился (лась),
я весил (а) ____ кг
- Мой рост
__________________ см
- Моя первая
улыбка _______________________
- Умею сидеть
______________________
- Умею
ползать_____________________
- Мой первый
самостоятельный шаг ________________
-
Характер у меня
-
Спокойный, озорной, веселый, нарисуй свой
характер.
-
Я очень хочу
-
Напиши желание в каждом из этих шариков. Теперь
представь, что если ты отпустишь шарик, и он улетит, твое
желание исполнится.
-
Что я люблю больше всего
-
Мое любимое
- 1. Время года
__________________________
- 2. Животное_____
- 3. Где я люблю
бывать больше всего_______________
- 4. Лучший
друг____________________________
- 5.
Книга________________________________
- 6.
Занятие__________________________
- 7.
Фильм____________________________
- 8.
Телепередача____________________________
- 9.
Одежда________________________________
- 10.
Музыка_______________________________
- 11.
Игра________________________________
- 12.
Цвет________________________________
- 13.
Блюдо______________________________
- 14.
Запах________________________________
Я думаю, что я могу... Я знаю, что я могу!
-
Лучше всего я умею: Больше всего я
хочу научиться лучше...
- 1.
_________________ ________________
- 2.
________________ _______________
- 3.
________________ _______________
- 4.
________________ _______________
-
Я не очень хороню умею: Я знаю, что я
смогу...
-
1. _______________
_______________
- 2.
________________ _______________
- 3.
________________ ________________
- 4.
________________ _______________
-
Вот, что мне для этого нужно
Я взрослею и расту
Параметры
|
Единицы измерения
|
____________ уч. год |
сентябрь
|
декабрь
|
май
|
Мой рост
Мой вес Прыжок в длину
Длина правой руки
|
|
|
|
|
- Анкета для
бабушки и дедушки
-
1. Каких правил в жизни придерживаться,
чтобы сохранить свое
- здоровье?
- 2» Как изменилась
с возрастом память?
- 3. Как изменилось
зрение?
- 4. Как изменилась
осанка?
-
5. Как долго может заниматься физическим
трудом без перерыва?
- 6. Сколько
сохранилось здоровых зубов?
- 7. Чем чаще всего
болеет?
- Когда я стану
взрослым
-
Представь, что ты стал взрослым, и нарисуй свой
портрет
-
Когда я
стану взрослым
-
Я подарю своей маме__________________________
- Своему
папе_______________________________
- Я буду жить в
городе, в деревне__________________
- В многоэтажке, в
собственном доме________________
- Один, с мамой и
папой________________________
- Я буду держать
дома: кошку, собаку, попугая ___________
- Я женюсь (или
выйду замуж) _________________ году
- У меня будет
_________________________ детей
- Я дам им такие
имена ________________________
-
- Мои дети будут вот
такими:
- Я буду разрешать
своим детям ___________________
- Я буду запрещать
своим детям _____________________
- Я буду работать
____________________________
- А еще я буду уметь
__________________________
- Я изобрету
_______________________________
-
И тогда ....
Назад